БИОГРАФИЯ
Владимир Вейсберг родился в Москве 7 июня 1924 года.
Эволюция творчества художника протекала последовательно, и легко укладывается в хронологию послевоенных десятилетий.
В 1943–1948 гг. он занимался в студии художника Сергея Ивашева-Мусатова. Посещал мастерские Ильи Машкова и Александра Осмеркина, участников художественного объединения «Бубновый валет». В 1940–1950-е: Вейсберг изучает опыт московских «сезаннистов», перенесших на русскую почву лучшие традиции европейского колоризма. Одним из главных своих учителей Вейсберг, как и многие художники ХХ века, считал Сезанна. Молодого московского живописца больше всего интересовала идея Сезанна и его интернациональных последователей – соединить в своем творчестве «пленэр» и «музей», то есть непосредственное впечатление с его анализом.
Отталкиваясь от опыта Сезанна, замечавшего, что на определенном этапе работы, формы и цвета на его полотнах теряют узнаваемость, Вейсберг осознает что продолжительность работы над картиной закономерно связана с саморазрушением формы и цвета. Художник движется вглубь, его живопись обретает новое качество – пространство строит само себя, растворяя формы.
1960-е: в начале десятилетия недолгий абстрактный период. Оппозиционность фигуративного и абстрактного Вейсберг преодолевает в своем творчестве довольно быстро. Промежуточный минималистический период оказался плодотворным – художник решил для себя важную методологическую проблему. «Пленэрное» видение он ограничил жесткими рамками чертежа – его долго создаваемые работы стали производить впечатление сделанных за один сеанс.
Композиции со смятыми газетами и тканью появляются в творчестве Вейсберга к середине 60-х гг., а к началу 70-х исчезают из него окончательно. За этот короткий период им создано около полутора десятков подобных картин. Художник находит разные решения одной пластической задачи – передать взаимоотношения сложных объемов в пространстве. Изломы газетных страниц здесь равнозначны пикам и пропастям горного ландшафта.
С середины 70-х гг. художник останавливается на постоянном формате и размере своих композиций – чаще всего это почти квадратный холст с длиной стороны около 50 см. В это время окончательно формируются жанры творчества Вейсберга и иконография становится узнаваемой: портрет; классическая вейсберговская ню – абсолютная форма постепенно исчезает, растворяясь в абсолютном пространстве; натюрморт из белых предметов, в которых варьируется сочетание геометрических, скульптурных и природных форм. Редкий мотив – композиции с сухими цветами, для художника это метафора всего его творчества – хаос, превращающийся в космос, в ходе конструирования пространства.
1970–80-е: время восхождения к колористическому совершенству, которое и делает живопись Вейсберга выдающимся явлением искусства ХХ века. Знаменитый «белый» Вейсберга – это сочетание мельчайших долей цвета, следствие головокружительного усложнения цветовых отношений. Его живопись «дематериализуется» – теряется узнаваемость предметов и дифференцированность пространства. Искусству позднего периода соответствуют слова самого мастера, по воспоминаниям собеседников, звучавшие так: «Если бы люди были не люди, а Бог, они бы не видели предметов». Их уделом стала бы возможность созерцать абсолютную гармонию.
ВЕЙСБЕРГ
ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ
Живописец, график, педагог, теоретик искусства
(7 июня 1924, Москва — 1 января 1985, Москва)
1943–1948 Занимался в Студии изобразительного искусства при ВЦСПС у С.Н. Ивашева-Мусатова
С 1956 Посещал мастерские И.И. Машкова, А.А. Осмеркина. Участник выставок
С 1961 Член СХ СССР
1964–1984 Преподавал живопись в студии Института повышения квалификации Союза архитекторов СССР
1964–1966 Преподавал живопись на курсах телевидения Москвы
Разработанную им колористическую систему живописи преподавал в собственной мастерской
1956–1984 Постоянный участник московских молодежных, весенних, осенних и юбилейных выставок
Участник выставок московской группы «девяти» («восьми») (Москва, 1961; Ленинград, 1962; Москва, 1966; Москва, 1973)
Автор теоретической работы «Классификация основных видов колористического восприятия». Доклад был прочитан на Симпозиуме по структурному изучению знаковых систем в Академии наук СССР в 1962 году
Первая персональная выставка в СССР состоялась уже после кончины художника в 1988 году
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ
ВЫСТАВКИ
1975
Музей Израиля, Иерусалим. Выставка работ Владимира Вейсберга из собрания Яна Раухвергера
1977
Гравюрный кабинет, Дрезден
1979
Музей изящных искусств, Тель-Авив
1984
Галерея Басмаджана, Париж
1988
Выставочный зал МОСХ на ул. Вавилова, Москва
1994
Государственная Третьяковская галерея, Москва
1994
Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург
1997
Галерея «Ангеликос», Москва
1998
Художественный музей Зиммерли (Университет Ратгерс, Нью-Брансуик, США)
2002
Открыт зал Вейсберга в ГМИИ (Отдел личных коллекций)
2006
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
2014
Влюбленный в классическое искусство. Живопись и графика Владимира Вейсберга из российских музеев и частных собраний. In artibus foundation, Москва
2019
Ничего, кроме гармонии. Владимир Вейсберг из коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина и Инны Баженовой. In artibus foundation, Москва