Ничего, кроме гармонии. Владимир Вейсберг из коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина и Инны Баженовой | Фонд Владимира Вейсберга

ВЫСТАВКИ

01.02.2019 — 28.07.2019

Ничего, кроме гармонии. Владимир Вейсберг из коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина и Инны Баженовой

Место проведения: фонд In artibus

«Если бы наше зрение было совершенным, мы бы не различали больше предметов, мы бы не видели ничего, кроме гармонии».
«Владимир Вейсберг. 20 высказываний». Записаны и опубликованы Ксенией Муратовой

Фонд In artibus и ГМИИ им. А. С. Пушкина объединили две большие русские коллекции Владимира Вейсберга — частную и музейную — и открыли монографическую выставку одного из выдающихся российских живописцев XX века. Более 100 произведений художника представляли все периоды его творчества с 1940-х по 1980-е годы.

Владимир Вейсберг (1924–1985) — художник и теоретик, ключевая фигура русского искусства второй половины ХХ века. Его творчество не вписывается ни в рамки официального искусства, ни в круг нонконформистской деятельности. Вейсберг — художник традиции, работавший по строгим правилам классической живописи и видевший своей целью постижение ее законов.

В ГМИИ хранится более 140 произведений Владимира Вейсберга, это самая полная в России коллекция. Ее основой стал щедрый дар, сделанный вдовой художника Галиной Михайловной Ерминой в 1997 году: было подарено 57 картин, акварелей и рисунков. С этого времени сотрудниками музея ведется постоянная работа по исследованию и популяризации творческого и теоретического наследия художника. Важным этапом стала изданная в 2018 году монография «От цвета к свету» Анны Чудецкой, хранителя собрания Вейсберга в отделе личных коллекций.

Долгие годы в постоянной экспозиции Музея личных коллекций был открыт зал Вейсберга, однако в настоящее время все работы находятся в хранении. Цель выставки в фонде In artibus — способствовать тому, чтобы творчество художника непрерывно оставалось на виду у специалистов и широкой аудитории.

Более 40 произведений — моноколлекция Владимира Вейсберга — специальный акцент собрания европейской живописи Инны Баженовой. Работа с наследием Вейсберга — выставки, конференции, издание каталогов и монографии — позволяет назвать Инну Баженову знатоком творчества художника. В 2009 году при ее поддержке вышла в свет первая монография о творчестве художника — «Влюбленный в классическое искусство. Живопись В. Г. Вейсберга в традиции колоризма» Елены Хлопиной. В 2014 году основанный Инной Баженовой некоммерческий фонд In artibus открылся выставкой «Владимир Вейсберг. Влюбленный в классическое искусство», на которой были представлены работы из частных коллекций, Государственной Третьяковской галереи и региональных российских музеев.

ГМИИ им. А. С. Пушкина предоставил на выставку «Ничего, кроме гармонии» более 60 произведений. Никогда еще работы Вейсберга в таком значительном количестве не покидали фондов музея. Живопись и графика были выставлены в пространстве на Пречистенской набережной в течение шести месяцев. Это самая продолжительная выставка Владимира Вейсберга за всю историю экспонирования его произведений. В течение полугода было показано более 50 живописных работ, а графическая часть выставки состояла из двух блоков: первый — музейный, из ГМИИ им. А. С. Пушкина (февраль — апрель), второй — из коллекции Инны Баженовой (май — июль).

В число живописных произведений, представленных на выставке, вошли работы от самых ранних — 1940-х годов — до последней картины мастера «Венера и геометрия» (1984), которая осталась на мольберте незаконченной.

Зрители вновь увидели один из редчайших пейзажей Вейсберга «Куст» (1947), ранние натюрморты — начиная с «машковской» «Снеди» и заканчивая иллюзионистическими «Хлебами» (1950), а также знаменитый двойной портрет «Семья Щегловых» (1958), яркие женские образы рубежа 1950-х — 1960-х, знаковые работы 1960-х — времени перехода от цвета к белому, а также все многообразие периода «белого на белом» (1970-е — 1980-е).

Видео о том, как готовилась эта выставка, можно посмотреть на канале фонда In artibus на YouTube.