Влюбленный в классическое искусство. Живопись и графика Владимира Вейсберга из российских музеев и частных собраний | Фонд Владимира Вейсберга

ВЫСТАВКИ

28.11.2014 — 01.03.2015

Влюбленный в классическое искусство. Живопись и графика Владимира Вейсберга из российских музеев и частных собраний

Место проведения: фонд In artibus

Организатор: фонд In artibus

При содействии:

  • Государственной Третьяковской галереи, Москва
  • Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
  • Вологодской областной картинной галереи, Вологда
  • Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», Ростов
  • Ивановского областного художественного музея, Иваново
  • Пермской государственной художественной галереи, Пермь
  • Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева, Саратов
  • Чувашского государственного художественного музея, Чебоксары

В составе выставки было 88 произведений Владимира Вейсберга: живопись, рисунки и акварели — работы всех периодов. Большинство из них московские зрители увидели впервые. Никогда не экспонировалась одна из самых ранних живописных работ — «Аэростат в сумерках» (1944, частная коллекция), непривычным мог показаться портрет «Женщина перед зеркалом» (1956, частная коллекция), написанный практически в традициях бубнововалетовских «пугачей», а хрестоматийные «Апельсины в черных бумажках на черном столе» (1961, частная коллекция) в последний раз на выставке были в 1962 году — в Манеже, когда Хрущев расправлялся с нонконформистами. Впервые экспонировались и некоторые музейные вещи.

Основное внимание организаторов выставки было сконцентрировано на «белом» периоде художника, 1970-х — 1980-х годах. К началу 1970-х окончательно формируются жанры его творчества и иконография становится узнаваемой: натюрморт из белых предметов, портрет, обнаженная — тающие контуры объектов в самодостаточном пространстве, «очищенном» от всего лишнего.
За последние 30 лет в Москве прошли 4 выставки художника, если не считать групповых и тематических; в его библиографии — музейные каталоги, монография и публикации в периодической печати. Такой спокойный способ существования присущ, как правило, признанным мастерам, но это не повод закрывать тему.

В контексте отечественного искусства Вейсберг стоит особняком, не вписываясь в рамки профанированного официального искусства и находя очень мало точек соприкосновения с творчеством коллег-нонконформистов. «Общего у меня с современниками — только стена», — говорил художник во время подготовки одной из выставок МОСХ. Его, колориста по преимуществу, отталкивало движение искусства к упрощению в сторону знака, какую бы нагрузку он ни нес — смысловую ли, символическую или эстетическую.

Сложность восприятия живописи Вейсберга породила вокруг художника ряд упрощающих, «сигнальных» определений: «московский метафизик», «русский Моранди», «белое на белом». Все они касаются внешних сторон его творчества и, называя, не призваны ничего объяснять. Истина ближе: Владимир Вейсберг — художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной программой было постижение ее законов. Связь с искусством старших современников — Джорджо Моранди, Альберто Джакометти или Бена (Уильяма) Николсона — оборачивается у Вейсберга демонстрацией его широчайшего живописного диапазона на примере иконографии современного искусства. Его знаменитый «белый» — это следствие головокружительного усложнения цветовых отношений. Единственным манифестом Вейсберга, живописца по призванию, темпераменту и образу жизни, стали его слова: «Я изучаю палитру».
Живопись Вейсберга — тот случай, когда информация о картине, будь то описание или репродукция, не в состоянии дать верного представления о предмете, его надо видеть своими глазами. Поэтому так важна каждая выставка. Пространство In artibus (архитектор — Евгений Асс) предназначено для экспонирования искусства именно такого рода. Светлый зал с частым рядом высоких окон — идеальная среда для адекватного восприятия живописи, которая, как известно, создается при дневном свете.

На открытии была представлена монография Елены Хлопиной «Влюбленный в классическое искусство. Живопись В. Г. Вейсберга в традиции колоризма», давшая название выставке. В этом издании, выпущенном в 2009 году инициаторами фонда In artibus, опубликованы теоретическая таблица Вейсберга «Классификация основных видов колористического восприятия», интервью с художником и каталог-резоне его работ.

Консультантом выставки выступил московский художник Борис Касаткин. Постоянное общение с Вейсбергом (с 1966 по 1985 год) и беспрецедентно внимательный анализ его творчества способствовали тому, что Касаткин на сегодняшний день, по мнению кураторов выставки, компетентный исследователь живописной системы мастера и наиболее достоверный источник биографической информации.

Кураторы выставки: Елена Руденко, Елена Хлопина
Руководитель проекта: Екатерина Кондранина
Консультант: Борис Касаткин